Помощь в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)

Категории социально незащищённых детей
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
  • Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
  • Дети-жертвы насилия.

Факторы социального риска

  • Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
  • Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
  • Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
  • Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
  • Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
  • Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие.

Ребенок в трудной жизненной ситуации

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия

Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия

На что стоит обратить внимание
  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
  • Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращении с животными
  • Стремление скрыть причину травм

Семья считается неблагополучной, если родители:

  • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
  • не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
  • отрицательно влияют на их поведение
  • жестоко обращаются с детьми
  • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей

Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия.

Вы находитесь в опасности или с вами произошёл несчастный случай – позвоните по телефону доверия или экстренной службы и поговорите со специалистом.

8 (4712) 78-79-29  Телефон доверия службы экстренной психологической помощи

«Трудная жизненная ситуация»

Цель: (в работе с социально-неблагополучными семьями) создание благоприятных условий для развития личности детей.
            Задачи:

  1. выявление и поддержка детей, оказание им своевременной помощи; 
  2. формирование здорового образа жизни, проведение просветительской работы с детьми и их родителями;
  3. развитие у детей и их родителей чувство ответственности за свои поступки, за семью и воспитание детей;
  4. воспитание взаимопонимания, взаимопомощи между детьми и их семьей.

Для достижения положительных результатов в своей деятельности я руководствуюсь Законами «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». 
Моя работа  с детьми из неблагополучных семей поводится по следующим направлениям: 

-профилактическое направление;  

-защитно-охранное направление;

-организационное направление.    

Для успешного достижения поставленных целей работы на год разрабатывается план индивидуальной работы с целью оказания педагогической, моральной, материальной помощи по воспитанию детей.
1. Диагностика   

2. Социально-педагогическая поддержка

При выявлении неблагополучной семьи я придерживаюсь следующего алгоритма работы:
1-ый этап: знакомство со всеми членами семьи ребенка, проведение первичной проверки жилищно-бытовых условий; 

2-ой этап: изучение и решения проблем путём наблюдений, бесед; 

3-ий этап: анализ и определения причин социального неблагополучия семьи; 

4-ый этап: знакомство с окружением семьи; 

5-ый этап: составление карты семьи; 

6-ой этап: профилактическая работа с семьёй; 

7-ой этап: анализ результатов работы с семьёй, планирую дальнейшие действия.

Для работы с такой семьей разрабатываются конкретные меры, чтобы помочь родителям почувствовать необходимость заботы о своем ребенке их семьями.

Принцип индивидуального подхода к проблеме неблагополучной семьи предполагает следующий план действий:

1)Подготовка- предварительное знакомство и изучения со всеми имеющимися сведения о семье, составление плана действий, беседы.
2)Установление контакта с членами семьи.
3) Выявление сущности семейных проблем и их причин возникновения.
4) Определения плана выхода из тяжёлой ситуации, поддержка специальных служб ( по необходимости).
5) Привлечение специалистов, способных помочь в решении проблемы.
6) Патронаж семьи ( в случаях тяжелого неблагополучия может продолжаться до несколько лет).

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie