Заседание МО №2

19 ноября 2024 г.
Заседание МО №2.
Заседание МО №2.

Протокол заседания МО воспитателей № 2 на тему:

«Социально-личностное развитие дошкольников через формирование гендерной принадлежности».

МК ДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»

От 19.11.2024г.

п.Поныри.

Руководитель МО: Лукашова А.Л.

Присутствует: 25педагогов

Отсутствует:1 человек.

                                   Повестка дня:

1.  «Особенности работы воспитателя по полоролевой идентификации» (презентация) (Воспитатель Загребельная Е.А.).

2. «Создание условий в группе по развитию гендерной принадлежности»

 (из опыта работы, презентация) (Кофанова Е.Л).

3 Видеоролик «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры в детском саду» (Воспитатель Малыгина И.С.).

4. Создание РППС по гендерному развитию. (Воспитатели).

Ход заседания:

По первому вопросу выступила воспитатель подготовительной группы «Василек» Загребельная Е.А. Она представила вниманию педагогов презентацию на тему: «Особенности работы воспитателя по полоролевой идентификации».

 В ней говорилось, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка.    Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.                                 

Если в дошкольные годы не заложить у девочек мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, то есть не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе.

Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

Дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков связан со следующими особенностями:

Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе.
Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих, речь появляется раньше.

Средством формирования гендерной идентичности дошкольников является предметно-развивающая среда. Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Гендерное воспитание проявляется в любом процессе в детском саду.

Некоторые элементы внесены в организацию непосредственно-образовательной деятельности с учетом гендерных особенностей, а именно: перед непосредственно-образовательной деятельностью организуется дежурство: мальчики расставляют столы и стулья, а девочки раскладывают раздаточный материал. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности необходимо использовать различные инструкции, например, дать задание посчитать девочкам количество предметов, а мальчикам найти соответствующую цифру; на речевом развитии – при пересказывании рассказов – первыми пересказывают девочки, так как они быстрее запоминают информацию, потом мальчики, так как мальчикам требуется дополнительный речевой образец. 

Игры по гендерному воспитанию помогают сформировать социальный пол человека, куда входят социальные, психологические и культурные особенности. Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

Сюжетно-ролевая игра для ребенка – это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности, творчества. Игра позволяет ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и реальные), получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов. Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии; мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность), интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. То есть тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая, а у мальчиков – техническая и общественная.

Физическое воспитание воспитание.
Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности.

Гендерный подход находит своё отражение и в организации трудового воспитания дошкольников.     Главное условие выполнения трудовых заданий - распределение ручного и хозяйственно-бытового труда с учётом пола ребёнка.

Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.   Во время чтения художественной литературы по интересам, обсуждения литературы, девочки находят женские поступки в рассказе, а мальчики мужские поступки.

Безусловно, важным фактором в процессе формирования психического пола ребенка является семья и, пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности мальчиков с отцами и дедушками, а девочек - с матерями и бабушками. Семья - важнейший институт полоролевой социализации детей.

Для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т. е. компетентными. Работа с родителями строится через участие в различных выставках, через различные виды деятельности.

По второму вопросу выступила воспитатель группы «Пчелки»

 Кофанова Е.Л.  с презентацией из опыта работы «Создание условий в группе по развитию гендерной принадлежности».

Одним из основных условий педагогической поддержки гендерного воспитания детей дошкольного возраста является построение развивающей предметно-пространственной среды.

Для полноценного развития детей дошкольного возраста и в соответствии ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда в детском саду должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Развивающая предметно-пространственная среда предполагает наличие в детском саду разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; стимулирующих игровую, коммуникативную, двигательную и познавательно-исследовательскую активность детей.

Такая созданная интерактивная предметно-пространственная среда способствует развитию разных видов активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п.), и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей.

Организация предметно-развивающей среды в нашем ДО на основе гендерного подхода осуществляется с учётом психологических особенностей развития девочек и мальчиков, этапов развития гендерной идентичности, гендерного пространства группы.

 Педагог отметила, что пространство группы организована в виде хорошо разграниченных зон. Приоритетной для дошкольников является игровая деятельность, в частности, сюжетно-ролевые игры, поэтому в группах созданы определенные условия в предметно-развивающей среде для подобного вида деятельности. В группе специально оборудованы игровые зоны для девочек и мальчиков. Содержание зон одинаково оснащено Основная роль в гендерной социализации дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре.

В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей – мужчин и женщин. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем. В игре дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружественную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение, коммуникабельность, стремление к самореализации, самовыражению. Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу.

Таких игр много, и они знакомы: «Дочки-матери», «У нас в гостях», «Идём в кукольный театр», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «В семье именины», «Детский сад», «Салон красоты», «Супермаркет», «Ателье», «Скорая помощь».

Это игры, которые предпочитают девочки.

«Строители», «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные», «Богатыри» - в эти игры активнее играют мальчики.

В группе представлены различные виды конструктора, начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений с разнообразными деталями, трансформеры, строительные блоки, как для мальчиков, так и для девочек.

В книжном уголке группы нами сделаны картотеки потешек. Подобраны подобранны различные энциклопедии отдельно для мальчиков и отдельно для девочек.

Уголки изобразительной деятельности пополнены раскрасками и для девочек, и для мальчиков, так же подобранны различные трафареты и штампы.

В уголках познавательного развития представлены игры и дидактический материал по интересам девочек и мальчиков. Много игр создано своими руками из подручных материалов, например, «Профессии для мужчин», «Профессии для женщин», «Наряди мальчика», «Наряди девочку».

Имитационные игры.

Детям предлагается исполнить роль того или иного персонажа, показать жестами, мимикой эмоциональное состояние героя: «Рассердившаяся девочка», «Испуганный мальчик», «Ласковая девочка», «Любящая мама», «Весёлый папа», «Обиженная дочка», «Уставшая бабушка», «Злобный мальчик» и т. д. Можно использовать при этом кубик (показ кубика с изображением лиц с разной мимикой).

Таким образом, положительное влияние на детей во многом оказывает то, насколько целесообразно оборудована окружающая среда, от эффективности её наполнения. Специально созданная окружающая обстановка является фактором разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Вместе с тем вносимые коррективы в организацию предметно – развивающей среды с учетом гендерного подхода в группах, не означают соответствии с концепцией В.А. Петровского, а лишь являются дополнением, что способствует успешной социализации мальчиков и девочек к дальнейшей жизни.

По третьему вопросу выступления не было в связи с отсутствием выступающего.

 Далее были представлена панорама уголков по гендерному развитию во всех возрастных группах с целью формирования гендерного представления у дошкольников, закрепление знаний о своей принадлежности к полу, его отличительных особенностей, воспитание доброжелательных отношений между детьми разного пола, умения быть внимательными друг к другу.

Решение:

1.Продолжить работу по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.

2.Создать оптимальную, насыщенную, многофункциональную предметно развивающую среду в групповых помещениях в соответствии с гендерным воспитанием.

2. Продолжить формирование полоролевого поведения мальчиков и девочек в тесном взаимодействии биологических, психологических и социальных факторов.

2.Расширить формы взаимодействия с семьей по гендерному воспитанию детей.

Руководитель МО____________Лукашова А.Л.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie