Педагогический совет №4 "Применение ТРИЗ в учебно- воспитательном процессе ДОУ"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОНЫРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА»
Официальный сайт: http://romashkaponyri.ucoz.ru/
Email: romashka1968@mail.ru
Педсовет: №4 от 10.04.2024г.
«Применение ТРИЗ в учебно- воспитательном процессе ДОУ»
Подготовил и провёл:
старший воспитатель
Казначеева Н.А
п. Поныри 2024г.
ЦЕЛЬ: продолжать знакомить педагогов с ТРИЗ – технологией, для дальнейшего её использования в различных видах детской деятельности.
ЗАДАЧИ: Показать эффективность методов и приёмов ТРИЗ – технологии
Выработать у педагогов способность порождать новые идеи, откланяться от традиционных схем проведения занятий
Создать творческую атмосферу в работе педагогов, для комфортного пребывания детей в ДОУ.
ПОВЕСТКА ДНЯ: 1. Вступительное слово ст. воспитателя.
2. Выступление Казначеевой Н.А. (показ презентации «Методы решения и усовершенствования технических задач и систем»
3. Выступление воспитателя Евсеевой Ю.А. «Методы и приёмы ТРИЗ технологии»; «Картотека игр с использованием ТРИЗ технологии в ДОУ»
4. Викторина с педагогами «Триз в ДОУ» Мокроусова О.С.
5. Решение педсовета.
6. Разное.
1. Казначеева Н.А. напомнила присутствующим педагогам технологию ТРИЗ.
Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с принципом природо-собразности.
Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников. Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта. Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.
Задачи использования технологии ТРИЗ:
· развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
· формирование целостной картины мира;
· воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
· развитие речи, памяти, творческого воображения.
Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания — стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми.
Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности этапов:
1. Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи).
2. Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой).
3. Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает).
4. Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях).
5. Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.).
6. Неожиданные, смелые варианты решений.
Достоинства использования элементов ТРИЗ:
· является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
· позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
· стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
· помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
· стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
· развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;
· помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.
2. Казначеева Н.А. показала презентацию «Методы решения и усовершенствования технических задач и систем» и рассказала о ТРИЗ которые выделял Генрих Альтшуллер.
3. Евсеева Ю.А. рассказала присутствующим педагогам о методах и приёмах ТРИЗ технологии; продемонстрировала картотеку игр.
Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания — стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми.
Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности этапов:
- Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи).
- Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой).
- Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает).
- Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях).
- Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.).
- Неожиданные, смелые варианты решений.
-
Достоинства использования элементов ТРИЗ:
- является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
- позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
- стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
- помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
- стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
- развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;
-
помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.
Примеры вопросов для обсуждения:
- как помешать медведю развалить теремок;
- как исполнить мелодию без музыкальных инструментов;
- как рассказать сказку без слов;
- как нарисовать без красок;
- где найти лето зимой;
- как не испачкать пол грязными подошвами ботинок.
-
Синектика
Официально метод был предложен Вильямом Гордоном в начале шестидесятых годов. Цель метода — познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. По мнению автора, развить творческие способности ребёнка помогут аналогии:
- Эмпатия — перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния, характера образа. Особенно востребован этот приём во время проведения музыкальных занятий, когда дети исполняют роли весёлых и печальных клоунов в пьесе Д. Кобалевского или под музыку П. И. Чайковского «превращаются» в птичку, радостно встречающую первые весенние лучи, и т. д. Примеры заданий:
- изобрази повадки кошки во время охоты на воробья;
- изобрази свою походку в папиных ботинках;
- представь, что ты котёнок, который очень любит музыку, промяукай мелодию детской песенки.
- Прямая аналогия — основывается на нахождении буквального сходства природных и технических объектов, например, полёт самолёта и птицы, глубоководное плавание подводной лодки и рыбы.
- Фантазия — аналогия, возникающая в фантастическом, воображаемом мире, например, счастье — радуга, солнечные лучи, дружба — мостик или цветок и т. д.
-
Метод каталога
Разработан в тридцатые годы ХХ столетия профессором Берлинского университета Э. Кунце, применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети составляют новый зачастую непредсказуемый сказочный сюжет из случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д.
Метод фокальных объектов
Является логическим продолжением метод каталога. Метод способствует преодолению инертности мышления, развитию фантазии, поскольку перед детьми ставится задача по переносу свойств одного объекта на другой, что, безусловно, ломает стереотипы восприятия. Для игр используются предметные карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят их на другие предметы.
Примеры:
- Игра «Сюрприз» (старшая группа). Материалом служат карточки с изображением различных предметов (нарядное платье, детская машинка, яркий мяч, воздушный шарик, кукла, книга и т. д.). Два участника выбирают карточки и называют признаки изображённых объектов, например, «красивая, скоростная машина с автоматическим управлением» или «интересная, большая книга со сказками». Затем преподаватель предлагает детям «обменяться» свойствами и вновь рассказать о своих предметах, но уже с новыми признаками: «У меня красивая книга с автоматическим управлением, которая сама рассказывает сказочные истории. А у меня большая машина для сказочных героев».
- Игра «Изобретатели» (средняя группа) предлагает малышам сконструировать предметы мебели, технические приспособления, необычные здания, придумать несуществующее фантастическое животное, например, «Зайкаобезьян» — родился в семье зайца и обезьяны, живёт в лесу, быстро бегает, ловко лазает по деревьям, перепрыгивая с ветки на ветку, любит сладкие фрукты и сочные овощи.
-
Системный анализ (системный оператор)
Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Значение системного анализа:
- Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют.
-
Системный оператор. Объект — лисёнок
- Способствует формированию способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее) на уровне системы, подсистемы и подсистемы.
-
Системный объект (временная шкала). Объект — лук
Пример:
- Система: заяц.
- Подсистема: глазки, носик, длинные ушки, мягкие лапки, пушистый хвостик.
- Надсистема: лесные животные.
- Прошлое: раньше заяц был маленьким зайчонком, о нём заботилась мама-зайчиха, она кормила его молочком, учила добывать пищу, прятаться от хищных зверей.
- Настоящее: сейчас заяц взрослый, он красивый, сильный, ловкий и пушистый.
- Будущее: заяц будет взрослеть, превратиться в старого, мудрого зайца, который будет заботиться о своих внуках.
- Антисистема: заяц боятся волка, потому, волк охотится на зайца и может его съесть.
-
В работе со старшими дошкольниками используется расширенный, девятиэкранный вариант приёма «Волшебный экран», для младших дошкольников применяют три или пять элементов, расположенных в горизонтальном или вертикальном ряду. Аналогичным образом можно выстраивать интересный познавательный разговор во время игр и прогулок, например, о том, почему идёт дождь, падают снежинки, появляется радуга, летают птички и бабочки, растут деревья и цветы и т. д.
Морфологический анализ
Морфологический анализ — комбинаторный метод, суть которого предполагает рождение нового оригинального творческого решения или образа путём системного перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта. Морфологическая таблица состоит из двух осей координат — горизонтальной (объект) и вертикальной (признаки). Морфологический ящик включает большее количество осевых линий, например, объектов может быть несколько (ребёнок, подросток, старик), расширяется перечень характеристик (одежда, способ передвижения, внешний вид, характер).
Пример: произвольный выбор характеристик даёт очень интересные новые образы, например, Карлсон — симпатичный, послушный ребёнок, одетый в праздничный костюм, проживающий в заколдованном замке и передвигающийся на роликовых коньках. Такая забавная игра открывает новые возможности для детского художественного экспериментирования и развития воображения.
«Золотая рыбка»
Метод учит разграничивать мир реальный и фантастический, видеть взаимопроникновение и переплетение двух этих миров. Анализ сказки с точки зрения разделения реальных и фантастических событий:
- старик забросил невод и вытащил рыбку — реальная ситуация;
- поймал говорящую Золотую Рыбку — нереально, поскольку аквариумные рыбки в море не живут.
-
Гипотеза: на палубе судна, совершающего кругосветное плавание, разбился аквариум, и золотая рыбка попала в море. Таким образом, гипотеза помогает перешагнуть из сказочной, фантастической ситуации в реальную.
Типовые приёмы фантазирования — освоиться в мире фантазии ребёнку помогают шестеро верных друзей-волшебников, которым под силу взрослого превратить в малыша, камень преобразовать в человека или животное, отправиться в путешествие на машине времени, соединить осколки разбитой вазы.
Как освоить системный анализ: кольца Луллия
Овладеть системным мышлением помогают кольца Луллия — эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности (математика, развитие речи, музыкальное воспитание, обучение грамоте) и состоит из трёх вращающихся круговых зон:
- малый круг — карточки с изображением объектов, участвующих в сюжетно-ролевой игре (сказочных героев, человек, животное, предмет и т. д.);
- средний круг — атрибуты для игры (волшебная палочка, руль, шприц, нора, гнездо и т. д.);
- большой круг — действия объектов (спасает принцессу, едет, лечит, бегает и т. д.).
-
4. Мокроусова О.С. провела викторину с присутствующими педагогами
Организационный момент: Игра «Чудесный мешочек». Педагоги вытягивают красную или синюю фишку, определяя, тем самым, принадлежность к той или иной команде. Выбирается жюри.
Ход игры: Ведущий: Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами присутствуем на творческой игре, где наши педагоги проявят чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении теоретических знаний ТРИЗ. Уважаемое жюри беспристрастно оценит соревнование команд. И пусть победит сильнейший!
1 задание: «Свойства – антисвойства ». Назвать как можно больше пар слов, имеющих противоположные свойства, например: лёгкий - тяжёлый. Команды называют пары слов по очереди, побеждает команда, назвавшая пару слов последней.
2 задание. В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему. Синей команде система ЛЕС, красной команде РЕКА. (Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа; Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина).
3 задание интересное, остроумное и полезное. Необходимо назвать предметы, выполняющие противоположные функции, например: ножницы – клей, холодильник – электроплита. У вас есть 3 минуты для обсуждения. (По окончании 3 минут команды называют предметы, побеждает команда, придумавшая большее количество пар).
4 задание. «Загадай загадку». Каждая команда придумывает загадку по схеме « на что похоже – чем отличается» и загадывает её команде противника. Например: Круглый, а не мяч, гремит, а не гром, с ним ходят на парад, но это не флажок. (Барабан).
5 задание. А в этом задании вам необходимо найти внешние и внутренние ресурсы, чтобы предложить оптимальный вариант разрешения возникшей проблемы.
Для команды синих: "Помоги Оле" У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент - так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.
Для команды красных: "Молочные проблемы кота Матроскина" Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?
6 задание Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву. Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полу-зеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.
7 задание. Заключительное. Командам следует за 3 минутки придумать оригинальное стихотворение, начинающееся со слов «Зайчик, зайчик, где ты был?»
5. Решение педсовета:
Признать работу коллектива по «Применению Триз в учебно- воспитательном процессе ДОУ» удовлетворительной.
Продолжать работать по ТРИЗ технологии в ДОУ;
В 2024-2025 учебном году оставить данную тему на МО для продолжительной работы.
-
- Разное.
-
Валентина Григорьевна ознакомила педагогов с результатами самообследования МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка» за 2023 год
Обсуждение текущих задач.
- Председатель педагогического совета: _______________/ В.Г. Калужских
- Секретарь педагогического совета: _________________/ Н.А. Казначеева